ТРАНСПОРТНЫЕ ЖЕТОНЫ - КИЕВ |
По материалу:
Тип 1 По городам: Алма-Ата
|
Транспортные жетоны Киева (Украина)Киев, наверное, является рекордсменом среди городов бывшего СССР по количеству видов общественного транспорта. Кроме традиционных метрополитена, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршруток, в городе действует скоростной трамвай, фуникулер и городская электричка. Жетоны используются в метро и на фуникулере. Ранее жетоны также использовались некоторое время для проезда на пригородных поездах и городской электричке. 1. Металлические жетоны метро. Металлические жетоны киевского метро изготовлены из стали с медным покрытием (?) по технологии порошковой металлургии. Использовались в 1992-1994 годах. Сначала были жетоны большего размера (тип 1.1), позже были заменены жетонами меньшего размера (типы 1.2 и 1.3). Подробная информация будет представлена позже.
2. Пластиковые жетоны метро. Пластиковые жетоны метро Киева относятся к типу люминесцентных жетонов (тип 2 по материалу изготовления). Такой тип был разработан и впервые внедрен в Харькове в 1992 году. Киевские жетоны этого типа были введены в обращение 20 апреля 1994 года в замен металлических. Первые типы пластиковых жетонов метро Киева изготавливались в Харькове. Это были жетоны с составными аверсами (кольцо + вставка). Стандартный цвет жетонов первых типов - голубой с разнообразными оттенками, вплоть до синего. Затем, при переходе на зеленые жетоны, новые типы жетонов стали изготавливать в Киеве. Аверсы таких жетонов были неразборными. Зеленые жетоны введены в обращение 19 марта 2000 года, одновременно с увеличением стоимости проезда (с 30 до 50 копеек), для того, чтобы население не могло использовать голубые жетоны, приобретенные по старому тарифу. Голубые жетоны были выведены из обращения. 4 ноября 2008 года зеленые жетоны были вновь заменены голубыми, а стоимость проезда увеличена до 2 гривен (затем на некоторое время тариф был снижен до 1,7 гривны, но позже снова повышен до 2 гривен). Старые голубые жетоны вернулись в оборот, и также были выпущены новые типы голубых жетонов - они были также изготовлены в Киеве. Новые типы сначала повторяли зеленые жетоны (тип 2.10), отличаясь от них лишь цветом, но затем были выпущены другие типы, не имеющие аналогов среди зеленых жетонов. 7 февраля 2015 года тариф повысили до 4 гривен и снова ввели зеленые жетоны. Новых жетонов не изготавливали, так как в метрополитене имеется достаточный запас старых зеленых (типы 2.9 и 2.10). Голубые жетоны оставались действительны для проезда до конца февраля 2015 года, а в марте их можно было обменять в кассах на зеленые в соотношении 2:1. Оттенки зеленых жетонов сильно варьируются от очень темных до очень светлых. Типы жетонов приведены в таблице ниже. Почти каждый тип имеет множество разновидностей по деталям рисунка, которые постепенно будут рассмотрены и описаны. Пока готово только описание разновидностей первого типа пластиковых жетонов метро Киева. Все пластиковые жетоны метро Киева имеют диаметр около 25 мм, толщину около 2 мм, массу около 1 г.
Самый загадочный тип жетонов - 2.8. Данные жетоны отличаются от обычных жетонов типа 2.1 особым исполнением и аверса и реверса. Рисунок жетонов этого типа повторяет тип 2.1, но шрифт надписей и качество исполнения сильно различаются. Все известные такие жетоны - голубого цвета, но в первый период хождения голубых жетонов (1994 - 2000) они не были известны. Впервые обнаружены уже после введения зеленых жетонов, на свалке в пригороде Харькова, в пос. Карачёвка. Для обращения в Киеве они тогда были уже непригодны. Жетонов на свалке было огромное количество, мальчишки в них купались. Местные жители их растащили. Известно, что один из них устлал этими жетонами дорожки у себя во дворе. Но после возвращения голубых жетонов в оборот они стали пригодны для использования и постепенно поступали в обращение, видимо, от тех, кто затарился на свалке и хранил эти жетоны. Все такие жетоны имеют следы грязи, как будто их отмывали от земли. Несмотря на то, что их на свалке было огромное количество, в 2010-2013 годах доля жетонов этого типа в обороте была очень небольшая, примерно 1 на 100-300 штук. Причины, по которым они были изготовлены, но не поступили в свое время в оборот, не известны. Представляет большой интерес и тип 2.5 - "Спектр траст" без центральной буквы М на аверсе. Этот тип представлен, скорее всего, только одной разновидностью, и получиться она могла в результате замены формы вставки аверса с буквой М на форму без буквы. Такую форму без буквы могли установить либо по ошибке, либо из-за поломки обычной формы с буквой, которую больше нечем было заменить. Форму без буквы могли взять из набора для отливки пригородных жетонов Южной или Львовской ж. д. Интересен и тип 2.3. Этот тип является гибридным (аверс от типа 2.1, реверс от типа 2.2) и не несет на себе названия города. 3. Жетоны фуникулера. Известно три типа жетонов. Типы Ф1 и Ф2 - металлические (тип 1 по материалу изготовления), а тип Ф3 - пластиковый с чипом внутри, на который записывается информация (тип 4 по материалу). Тип Ф3 бывает красного и черного цвета. У красных жетонов чип виден на просвет. Отлиты они из двух половинок, вдоль по гурту идет канавка, по которой они соединены. На гурте есть два следа от литников (по одному на каждой части).
Достоверных сведений об использовании жетонов типа Ф1 не обнаружено. Возможно, они не были запущены в обращение. Тип Ф2 был в обращении примерно с 2010 года до середины июля 2011. Тип Ф3 черный был в обращении с середины июля 2011 до 2013 года. В 2012-2013 годах Ф3 черные параллельно использовались и на фуникулере, и на городской электричке. Тарифы были разные (фуникулер - 1,50, городская электричка - 1,70), информацию на чип в кассах фуникулера и электрички записывали независимо. Жетоны от фуникулера не подходили для электрички и наоборот. Примерно с середины 2013 года черные жетоны были оставлены только на городской электричке, а на фуникулере использовались красные. С осени 2014 года после реконструкции системы городской электрички жетоны в ней уже не действуют (проезд по талонам). А на фуникулере дополнительно к красным вновь ввели черные, и в настоящее время (2015 год) там используются черные и красные вперемешку. 4. Жетоны городской электрички. С января 2012 года до 2014 года на городской электричке использовались жетоны от фуникулера, типа Ф3, черные (см. выше). 5. Жетоны на пригородные поезда. Изготовлены из стали с медным покрытием (?) по технологии порошковой металлургии, аналогично жетонам метро типов 1.1-1.3. Использовались в начале 1990-х годов для прохода к пригородным поездам на вокзале в Киеве.
В представленных данных не хватает многих деталей - точные даты, подробности изготовления, введения и использования жетонов. Если вы располагаете дополнительными сведениями о жетонах, прошу сообщить мне по электронной почте (адрес в разделе "контакты" по ссылке внизу).
|
© coins2001.narod.ru, 2001-2015, © yuk.su, 2013-2015 |
Продажа и обмен | Ссылки | Контакты | Условия | Главная |